На днях решил посмотреть на чудеса архитектуры...и где, как не в Санкт-Петербурге любоваться историческими объектами.
Например Дом компании «Зингер» известный также как «Дом книги».
Шестиэтажное здание с мансардой в стиле модерн, площадью около 7000 м² было построено в 1902—1904 годах по проекту архитектора Павла Сюзора для «Акционерной компании Зингер в России». Для строительства выбрали место с максимальной торгово-деловой активностью на пересечении Невского проспекта и Екатерининского канала. Маститый архитектор с 30-летней карьерой за плечами взялся за проект для щедрого заказчика и решился на работу в стиле модерн. В начале ХХ века общественные здания стремились к объёмным пространствам, свету, функциональности. Так как от количества сдаваемых помещений зависела прибыль, а земля в центре города была дорогой, баланс между простором и вместительностью находили в количестве этажей. В Нью-Йорке и Чикаго это привело к возведению первых небоскрёбов. Но в Санкт-Петербурге действовало ограничение по высотности в 11 саженей (23,47 метра), которое определялось высотой Зимнего дворца. К тому же на болотистых почвах Санкт-Петербурга строительство высотных зданий затруднительно. Все эти аргументы — не в пользу того, что Дом Зингера задумывался как небоскрёб: так стали писать уже после того, как в Нью-Йорке к изначальному зданию Зингер-Билдинг добавили башню и оно составило 53 этажа, став самым высоким в мире (строительство башни закончилось в 1908 году).
Дом Зингера — смесь двух стилей. Картуши, валькирии на рострах, неожиданно проявляющиеся раковины отсылают к необарокко. Напротив, растительные орнаменты, складывающиеся в «удары бича», вырастающие из листов ирисов драконьи головы, маскароны, глазурованная плитка — модерн.
Барокко привносит незамысловатые аллегории: одна валькирия держит жезл Меркурия (символ торговли), у другой в руке веретено (символ лёгкой промышленности), а под правым локтем — швейная машинка (объект основной продукции компании «Зингер»). При всей утончённости вкуса архитектора порой он тяжеловесен: фасад здания перегружен.
При строительстве здания был введён ряд технических новшеств: впервые в России был применён металлический каркас. Новыми в архитектуре Санкт-Петербурга были также атриумы — крытые стеклянной крышей внутренние дворы. Здание было оснащено самыми передовыми технологиями того времени, начиная от лифтов и заканчивая автоматической очисткой крыш от снега.
Здание было оформлено в стиле модерн. В отделке используются текучие, «органические» линии, интерьер украшен растительным орнаментом из кованой бронзы. На фасаде установлены скульптуры авторства А. Г. Адамсона, символизирующие прогресс и швейную индустрию — основной профиль компании «Зингер», другие работы выполнял скульптор Артемий Обер.
Здание стало ярким образцом модерна в архитектуре Санкт-Петербурга.
До 1917 года здание принадлежало компании «Зингер»; в 1904—1911 годах значительная часть помещений арендовалась Санкт-Петербургским частным коммерческим банком. В годы Первой мировой войны на первом этаже здания находилось посольство США[4]. С декабря 1919 года в здании располагался «Петрогосиздат» (с 1938 года — «Лениздат»), а в 1920-е — 1930-е годы — и другие издательства. Также в здании велась книжная торговля, а с 1938 года в нём располагается «Дом книги».
Очень насыщенная история у столь прекрасного здания, лично мне нравиться как архитектор соединил стили!